- Куда пойти учиться на робототехника?
- Москва
- Михаил, Московский энергетический институт
- Санкт-Петербург
- Алексей, Университет ИТМО
- Василий, БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова
- Регионы
- Алексей, Томский политехнический университет
- Анатолий, ЯрГУ им. П.Г. Демидова
- Луиза, МГУ им. М. В. Ломоносова (филиал в Ташкенте)
- Где еще посмотреть вузы?
Куда пойти учиться на робототехника?
[/vc_column_text][vc_empty_space][/vc_column][vc_column width=»1/4″][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][vc_column_text]Робототехника — перспективная отрасль, как минимум, на ближайшие десять лет, потому что роботы стали частью новой промышленной революции. Она включает знание механики, электроники и программирования. Обучение в вузе дает не только навыки и фундаментальные знания, но и возможность работы над реальными проектами.Знание математики и физики — основополагающие навыки специалистов, которые хотят создавать умные машины. На базовом уровне робототехника опирается на функции и уравнения. Даже обычный робот-пылесос использует сложные математические функции, чтобы построить маршрут по комнате.
The Robot узнал, где в России можно получить знания в этой сфере. Также мы пообщались со студентами, они рассказали, почему поступили на робототехнику и довольны ли обучением в своем вузе.[/vc_column_text][vc_empty_space height=»50px»][vc_column_text]Направлению «Мехатроника и робототехника» соответствует код специальности 15.03.06, однако робототехнику могут преподавать и на других направлениях, например, «Автоматизация технологических процессов и производств» (15.03.04). А все направления подготовки, так или иначе связанные с машиностроением, начинаются с 15.XX.XX. При этом технологиям искусственного интеллекта и базовым основам робототехники можно научиться в направлениях группы «Математика и механика» (01.XX.XX) или «Компьютерные и информационные науки» (02.XX.XX).
Чтобы узнать, какие дисциплины будут изучаться в течение четырех лет обучения, достаточно найти учебный план программы. Сделать это легко: введите в поисковике название программы и вуза, добавьте в конце «учебный план». [/vc_column_text][vc_empty_space][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_single_image image=»2337″ add_caption=»yes» alignment=»center» style=»vc_box_shadow_border» css=».vc_custom_1526382868272{border-radius: 1px !important;}»][vc_single_image image=»2338″ add_caption=»yes» alignment=»center» style=»vc_box_shadow_border»][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_wp_text]Учебный план поможет составить представление о том, чем вы займетесь ближайшие 4 года. Также полезно почитать на страницах заинтересовавших программ информацию о компаниях-партнерах кафедры или факультета. Чаще всего с этими компаниями у вузов подписан договор о прохождении практики и есть договоренности о трудоустройстве студентов после выпуска.
Ниже мы подготовили таблицу с информацией о поступлении в одни из ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России.[/vc_wp_text][vc_wp_text]
Москва
Вуз |
Факультет | Направление | Вступительные испытания | Проходной балл в | Количество бюджетных мест |
2017 году | |||||
МГТУ им. Н. Э. Баумана | Специальное машиностроение | Мехатроника и робототехника (Робототехнические системы и мехатроника) | Р М Ф | 271 | 92 |
Мехатроника и робототехника (Подводные роботы и аппараты) | Р М Ф | 247 | |||
Робототехника и комплексная автоматизация | Автоматизация технологических процессов и производств | Р М Ф | 264 | 51 | |
МТУ | Мехатроника и робототехника | Р М Ф | 217 | 48 | |
НИЯУ МИФИ | Физико-технологический | Мехатроника и робототехника в атомной промышленности | Р М Ф | 10 | |
МЭИ | Институт энергомашиностроения и механики | Компьютерные технологии управления в робототехнике и мехатронике | Р М Ф | 217 | 27 |
Р — русский язык, М — математика, Ф — физика, И — информатика и ИКТ[/vc_wp_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_wp_text]
Михаил, Московский энергетический институт
Мы не особо изучаем языки программирования: была легкая интрижка с С++ и все. А реализовывать свои проекты трудно, потому что нет ни человека, который поможет советом, ни хорошего оснащения, ни хорошего доступа к имеющемуся оборудованию. Если говорить про качество образования, то в предыдущем семестре у нас вел пары по одному предмету наш же староста, который сам ничего в этом не понимает. Нет вовлеченности и поощрения для создания проектов — это действительно огорчает в вузе. Мало практики, тонны теории. Без применения знаний это всё забывается на раз.
Санкт-Петербург
Вуз |
Факультет | Направление | Вступительные испытания | Проходной балл в | Количество бюджетных мест |
2017 году | |||||
Университет ИТМО | Систем управления и робототехники | Интеллектуальная робототехника | Р М И | 255 | 56 |
Систем управления и робототехники | Цифровое производство | Р М И | нет данных | 10 | |
СПбГУ | Математико-механический | Механика и математическое моделирование | Р М И | 249 | 20 |
Прикладная математика и информатика | Р М И | 254 | 45 | ||
СПбГПУ | Институт металлургии, машиностроения и транспорта | Робототехника | Р М Ф | 223 | 50 |
БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова | Информационные и управляющие системы | Мехатроника и робототехника | Р М Ф | 202 | 36 |
ГУАП | Институт инновационных технологий в электромеханике и робототехнике | Робототехника | Р М Ф | 213 | 17 |
Р — русский язык, М — математика, Ф — физика, И — информатика и ИКТ[/vc_wp_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_wp_text]
Алексей, Университет ИТМО
В школе я познакомился с программированием, которое меня тоже заинтересовало. Робототехника — область в которой, как мне казалось, реализуются оба вышеупомянутых направления моих интересов. Так что к концу девятого класса я решил получить высшее образование в Университете ИТМО. Ожидания от университета не оправдались. Имея одно лишь желание, но не имея достаточного багажа знаний, в университете делать было нечего. Наивное предположение о том, что в университете меня научат, оказалось ошибочным. Университет лишь предоставляет возможность обучаться. В ИТМО робототехнику преподают по нескольким стандартам на разных кафедрах. На кафедре систем управления и информатики (СУиИ), на которой обучался я, во главе угла стоит теория автоматического управления. Есть несколько курсов по механике, мехатронике, материалам и их обработке. Программирование на кафедре СУиИ считается навыком, так что обучаться языкам нужно самостоятельно. Основной инструмент — Matlab и Simulink. По ходу обучения будут затронуты C, Ассемблер, CFC. В процессе обучения была возможность поработать с LEGO Mindstorms и Beckhoff. В конструкторском бюро имеются также KUKA, Roomba, Boe-Bot, ТРИК, Intel Galileo, Raspberry Pi и там все очень увлечены ROS. Конструкторское бюро (КБ) — дело добровольное. В образовательной программе, как таковых проектов нет. Самостоятельно можно примкнуть к КБ или лаборатории и на их базе вести проект. Это делается беспрепятственно, а в последующем можно работать в лаборатории за зарплату. Качество образования достаточно сложно оценить. Так как дается именно возможность получить образование, а не образование как таковое. Очень большая роль отводится самостоятельной работе. Так что при умении самостоятельно обучаться можно выйти из университета очень хорошим специалистом. При отсутствии такого умения и недостаточном уровне самоорганизации можно, напротив, выйти никем. Я ждал, что меня всему научат. Возьмут за руку и поведут в мир моих грез. Преподнесут на блюдечке с голубой каемочкой все знания, отсутствующие в моей голове, разжуют, как следует, и положат в рот. Такого не произошло. Поэтому я очень скоро больно ударился о действительность. Мне недоставало знаний, главным образом, в области математики. Мне не хватало дисциплинированности. И я абсолютно был неспособен самостоятельно усваивать материал. Но я не признавал своей непригодности, так что по инерции докатился до получения диплома бакалавра и поступления в магистратуру. В магистратуре я уже смог признать отсутствие в себе потенциала и закончил обучение по собственному желанию.
Василий, БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова
Пока что я занимаюсь в университете только учебой. Работаю в Центре робототехники при ПФМЛ №239. Участвовал в куче всяких соревнований, из последнего — готовился вместе с командой к Robocup@work, где работаю над hardware-частью проекта. Сейчас немало «лишних» предметов. Для меня это так называемый обязательный пункт, который я вынужден пройти, чтобы быть способным делать что-то дальше. Польза тоже есть, но на данном этапе ее с виду немного. Я не уверен на 100%, что останусь в робототехнике, хотя электроника интересует, и ей заниматься точно буду. Робототехника — это комбинация многих факторов, где электроника важна, но без остального далеко не уедешь.
Регионы
Вуз |
Факультет | Направление | Вступительные испытания | Проходной балл в | Количество бюджетных мест |
2017 году | |||||
ТГУ (Томск) | Физико-технический | Мехатроника и робототехника | Р М Ф | 221 | 25 |
Прикладная механика | Р М Ф | 202 | 25 | ||
ТПУ (Томск) | Институт кибернетики | Мехатроника и робототехника | Р М Ф | 219 | 40 |
УрФУ (Екатеринбург) | Институт новых материалов и технологий | Мехатроника и робототехника | Р М Ф | 201 | 25 |
ТюмГУ (Тюмень) | Институт математики и компьютерных наук | Мехатроника и робототехника | Р М Ф | 16 | |
НГТУ (Новосибирск) | Механико-технологический | Робототехнические системы и комплексы | Р М И | — | 0 |
Мехатроники и автоматизации | Электроэнергетика и электротехника | Р М Ф | 204 | 102 | |
ДВФУ (Владивосток) | Инженерная школа | Автоматизация технологических процессов и производств (в машиностроении) | Р М Ф | 143 | 20 |
Мехатроника и робототехника | Р М Ф | 189 | 15 | ||
СГТУ им. Гагарина Ю.А. (Самара) | Институт электронной техники и машиностроения | Интеллектуальная робототехника | Р М Ф | 200 | 17 |
СФУ (Красноярск) | Политехнический институт | Мехатроника и робототехника | Р М Ф | 153 | 18 |
Р — русский язык, М — математика, Ф — физика, И — информатика и ИКТ[/vc_wp_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space][vc_wp_text]
Алексей, Томский политехнический университет
Ожидания от университета оправдались частично. В нашем университете больше уделяется внимания теории управления и промышленной автоматизации, а также электроприводу. Из языков программирования мы изучали C, Matlab и Python. В качестве творческого проекта на первом курсе мы работали с платформой Lego Mindstorms, а на втором курсе изучали платформу Festo Robotino. На третьем курсе я увлекся машинным обучением. С тех пор занимался реализацией алгоритмов распознавания дорожных знаков в качестве исследовательской работы студентов, стажировался в томском филиале компании NTR Lab, где мы работали над проектами в сфере глубокого обучения, а в качестве выпускной работы участвую в команде разработки транспортного робота с функциями распознавания людей и следования за выбранными целями. В университете есть молодые преподаватели, которые интересуются реализаций проектов в робототехнике, так что при желании есть возможность поучаствовать в реализации интересных идей. К сожалению, программа в нашем университете несколько устаревшая, так что актуальные знания приходится получать самостоятельно. С одной стороны это дает хороший опыт самообразования, однако с другой стороны устаревшие предметы дают лишнюю нагрузку. При этом, в ТПУ преподают хорошие фундаментальные знания из области теории автоматического управления и электропривода. На мой взгляд, в нашем университете уделяется мало внимания компьютерным наукам и в частности машинному обучению. При изучении языков программирования упускается такие важные разделы как теория алгоритмов и структуры данных. Машинное обучение, которое является довольно частой вещью в современной робототехнике, к сожалению, не преподают. Пока что предполагаю продолжить развиваться в области машинного обучения, но со сдвигом в серверную часть веб-разработки. Но не исключено, что я еще поучаствую в каком-нибудь проекте в сфере робототехники.
Анатолий, ЯрГУ им. П.Г. Демидова
Так получилось, что на одной из кафедр начинали работать над мобильным манипулятором (маленький 3-х звенный манипулятор, установленный на гусеничную платформу). Над управлением платформой уже работали. Но были нужны студенты, которые займутся его управлением. Одним из них стал я. И в итоге защитил диплом по тематике разработки алгоритма управления манипулятором. Так как я поступил на физический факультет, то в большей степени нам преподавали теорию. Есть и прикладные специальности, например, радиотехника и инфокоммуникационные технологии. Без общей физики, мат анализа, дифференциальных уравнений не обошлось. Иначе бы не поняли оставшийся материал. Изучал аналоговую и цифровую электронику, теорию цепей и сигналов. На нашем факультете программирование воспринимается как способ решать задачи моделирования различных радиофизических процессов. И, исходя из этого, нас учили не самому программированию, не искусству написания программ, а через программирование объяснили суть и механизмы процессов. И занимались мы этим на Turbo Pascal. Требовали от нас не красивого кода и быстро работающей программы, а верного вывода данных для любых начальных условий. Изучали объектно-ориентированное программирование на Delphi, но на нем тоже преподавали основную суть. Так же были и более специфичные среды для моделирования (Mathcad, Matlab). Был курс программирования микроконтроллеров на ассемблере. Я считаю что для этой специальности таких курсов вполне достаточно. Самое важное, что изучался не определенный язык программирования, а принцип, как заставить компьютер выполнить необходимые действия. И это очень помогло мне в дальнейшем изучить почти самостоятельно С для программирования микроконтроллеров AVR и C# для создания программы управления с графическим интерфейсом. Конечно, уровень, на котором изучил языки чисто любительский, но для решения задач хватает. На кафедре, на которой я учился (сейчас она называется Инфокоммуникационные технологии), если у студента была идея то ее обязательно продвигали. Потому что намного приятнее заниматься тем, что интересно. Так что свои проекты очень поощрялись. Особенно, если проект был интересный и полезный не только для студента. Я занимался алгоритмом управления манипуляторов. Задача состояла в том, чтобы решить обратную задачу кинематики для конкретной модели, которая была на кафедре, и реализовать его на микроконтроллере (микроконтроллер нужен для управления сервоприводами, которые вращают звенья манипулятора). В итоге получил робота, которым можно было управлять вручную через установленное на компьютере ПО или с помощью клавиатуры, геймпада, сенсорный экрана и leap motion — устройства, которое определяет положение ладони человека над собой. Реализовал автономные режимы: от банального перекладывания предметов, как конвейерный робот, до рисования букв и слов. Преподают в университете хорошо. Преподаватели знают свой предмет, умеют рассказать и объяснить его студенту. Все, чего хотел от учебы, я получил. И сбылась моя мечтал сделать робота, хоть он пока что недостаточно умный. После окончания университета я не стал работать в робототехнике, потому что в Ярославле нет работы в этой сфере (кроме образования), а переезжать не хотелось.
Луиза, МГУ им. М. В. Ломоносова (филиал в Ташкенте)
Где еще посмотреть вузы?
«Учеба.ру» — самый большой каталог вузов и учебных программ в России и за рубежом. На портале можно выбрать интересующую специальность, сравнить программы, узнать стоимость обучения, проходные баллы и условия поступления. Почти всё, что нужно знать, чтобы составить список вузов и направлений.
Второй сайт — «Поступи онлайн» — помогает оценить шансы на поступление в выбранный вуз или специальность. С помощью калькулятора ЕГЭ можно узнать возможные варианты.
Если нужно узнать мнение об университете или программе — найдите во «ВКонтакте» сообщество университета, приемной комиссии или «Подслушано» выбранного вуза. И попробуйте задать там вопрос. Второй вариант — с помощью фильтров в поиске людей найти выпускника кафедры или факультета. Иногда они отвечают на вопросы. А еще можно почитать отзывы об университетах в сообществе «Типичный абитуриент». Там же есть советы по вузам для выбранного направления. И, конечно, в нашем telegram-чате всегда рады ответить на вопросы и помочь с выбором.[/vc_wp_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column][vc_empty_space height=»80px»][vc_wp_text]Вы учитесь или учились в перечисленных ВУЗах? Или получили схожее образование в другом месте? Напишите в комментариях о своём опыте.[/vc_wp_text][vc_empty_space height=»30px»][/vc_column][/vc_row]