Экскурсия по заводу Volvo Trucks: люди пока побеждают роботов

По работе мне посчастливилось попасть на экскурсию по заводу Volvo Trucks в шведском городе Гётеборг. В этой статье я расскажу о городе, заводе, впечатлениях и роботизации на производстве грузовиков Volvo.

О городе

Гётеборг – промышленный город, который прошел как минимум 3-4 стадии развития. Город считался торговым, фабричным, индустриальным и теперь трансформируется в город инженеров. Каждый этап сопровождался расцветом и закатом. Это очень сильно отразилось на городской архитектуре. Относительно развитые районы перемешаны с заброшенными верфями и промышленными зонами. Одна из последних инициатив городских властей – трансформация трех старых верфей в зону университетов и исследовательских центров.

В Гётеборге находятся офисы крупнейших промышленных компаний Швеции: Volvo и SKF –крупнейшего производителя подшипников в мире. Volvo производит не только автомобили, хотя наиболее знаменита легковушками и грузовиками. Глобализация и низкие продажи вынудили Volvo продать Volvo Cars, подразделение легковых автомобилей, сначала Ford, а после – китайской компании Geely. Грузовики оказались более прибыльным бизнесом, к счастью, шведы смогли сохранить контроль за этим производством.

О заводе и продукции

Завод в Гётеборге является главным офисом компании, а также производит наиболее сложные и разнообразные модели грузовиков. Другие заводы компании автоматизированы намного больше. В Гётеборге сборка налажена вручную, за исключением пары элементов, где людям помогают роботы.

Внешний вид завода не производит должного впечатления. Когда слышишь «главный офис и завод Volvo Trucks», в уме возникают гигантские промышленные площади. На деле оказалось, что завод – это 3-4 здания, похожие на склады, и огромная заасфальтированная площадка для разгрузки комплектующих и парковки уже готовых автомобилей.

В Гётеборге делают формы рам автомобилей и собирают все компоненты вместе. Однако это не просто косметическая сборка, а именно полная кастомизация. Одних только цветов покраски больше 500, а оттенков белого – около 30. Интерьер и экстерьер также полностью кастомизируются покупателем и имеют бесчисленное количество вариантов.

 Оценить ассортимент грузовиков и поиграть в конструктор можно на официальном сайте, перейдя по ссылке http://www.volvotrucks.com/en-en/trucks.html 

Завод производит самые разнообразные грузовики, начиная от пожарных машин и заканчивая крупнейшими тягачами. Когда мы ехали по парковке, было трудно не заметить бесконечный ряд разноцветных машин с наклейками. Наклейки указывали на модель, комплектацию и страну назначения автомобиля. Я успел насчитать более 50 разных стран, а экскурсовод отметила, что всего стран более 180. Точнее не стран, а рынков. Например, грузовики для портовых работ в одной стране могут сильно отличаться по внешнему виду и функционалу от грузовиков для дорог общего пользования.

Об экскурсии

На заводе действует строгий режим посещения и фотосъёмки. Вернее, и то и другое запрещено. Экскурсии согласуются заранее и проводятся в составе строго оговоренных групп. Я не стал рисковать и фотографировать из кармана. Все фотографии, которые есть в статье, были сделаны на входе, где нам это делать разрешили.

На YouTube нашлась короткая старая видеозапись с завода, на которой видны интерьеры и некоторые стадии сборки.

По самой территории нас возил милый грузовичок Volvo с вагонами, как в парке развлечений. Особой фишкой «паровозика» была система кондиционирования – точнее, полная вентиляция. Окон не было. На скорости 25-30 км/ч в вагончики задувал ледяной ветер, отчасти поэтому из поездки я вернулся довольный, но с больным горлом.

Экскурсию по заводу сборки тяжелых грузовиков вела женщина. Это не должно удивлять, на заводе работает больше 25% женщин, с учётом того, что большинство работ — это именно ручная сборка автомобилей. В эти 25% не входит административный персонал. По моим ощущениям, процент женщин на заводе даже выше. Также среди работников много молодых худеньких мальчиков в очках и пожилых людей. Работа ручная здесь не требует грубой физической силы. Все рассчитано и сделано так, чтобы человек в первую очередь был аккуратным и использовал голову, а не руки.

Далее, нам показали весь процесс сборки, начиная от листов стали и до готового грузовика. Этот процесс происходит фантастически быстро. Крупные узлы, двигатель и корпус кабины, привозят с других площадок, однако все остальные этапы сборки происходят непосредственно на самой линии. За 20 минут мы увидели, как кусок металла становится грузовиком и выезжает из ангара.

Photographer: Erik Abel/Bloomberg

О роботах и людях

Почему же нет роботов на таком современном заводе? На заводе в Гётеборге работает всего два промышленных робота от ABB, которые вклеивают стекла в кабину. Эта работа у роботов получается лучше и требуется для всех моделей без исключения.

Роботы вклеивают боковые окна и лобовое стекло, остальные операции выполняют люди.

Автоматизация и эффективность завода Volvo кроются в другом – цепочке поставок и организации рабочего места. Человеку намного проще понять, какой грузовик подъехал на его станцию для сборки. С помощью RFID меток, сканеров и мониторов рабочие узнают, что именно нужно установить в данный момент. Одновременно с этим на каждую станцию сборки приезжают ящики с необходимыми только для этой операции деталями, ни одного лишнего винтика. Нет различий между типом, размером или положением руля. Леворульные машины следуют по конвейеру за праворульными, людям показывают инструкции для установки, и за 3-5 минут грузовик проходит очередную стадию установки. Роботы пока не способны к такой гибкости, они хорошо подходят для стандартизированных операций, когда каждая следующая заготовка не отличается от предыдущей.

Заключение

Впечатления от экскурсии на действующем производстве зашкаливают. Одно дело – читать об успехах компании в аналитических отчетах, и совсем другое – видеть отлаженный производственный процесс на расстоянии вытянутой руки. Рекомендую.

Как показывает пример грузовиков Volvo, для людей до сих пор есть место внутри системы конвейерной сборки. Разнообразие задач не позволит автоматизировать производство готовой продукции в ближайшее время.

 

PS. Для любителей автомобилей. У Volvo прекрасная команда PR-специалистов, их youtube и Instagram – эстетическое удовольствие. Именно они сделали знаменитый ролик со шпагатом Ван Дамма между двух грузовиков (87млн. просмотров).

http://www.instagram.com/volvotrucks/

https://www.youtube.com/user/VolvoTrucks

Видео-экскурсия по заводу Volvo Cars (производство легковых автомобилей)

http://www.volvocars.com/intl/about/our-company/experience-volvo-cars/visit-volvo-cars#

Загрузка ...
The Robot
Adblock
detector